Интересные статьи

НУЖНЫ ЛИ РЕБЁНКУ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ?

Не поленитесь! Дочитайте до конца!!! Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать — вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.
 
Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем детям легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
 
Музицирование:
♪ развивает воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;
♪ приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
♪ обогащение словаря ребенка;
♪ развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
♪ тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика; ♪ развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
♪ песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
♪ правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;
♪ пение в группах развивает способность работы в команде. Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечно-сосудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.
 
Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний. Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.
 
Здоровье и развитие мозга.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов. Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека.
 
Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу. Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
 
Что дети приобретают через занятия музыкой:
♪ Воспитание характера без риска и травм;
♪ Развитие математических способностей;
♪ Развитие навыков общения;
♪ Развитие структурного мышления;
♪ Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки) ;
♪ Выявление новых черт характера;
♪ Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.
 
Не упускайте время от самого рождения и развивайте музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие ребенка, его душевное и физическое здоровье.
Изображение

Ребенок теряет интерес к музыке – что делать?

Причина 1: Упрощение музыки

Однажды Иоганн Себастьян Бах на вопрос о том, как ему удается так виртуозно играть на органе, ответил: «Моя игра не заслуживает такого внимания и похвал! Ведь мне нужно всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время – и тогда инструмент играет сам…».

Едва ли не каждому музыкальному педагогу приходилось встречаться с людьми, которые придерживаются похожей точки зрения. Эти люди искренне считают, что музыка – этакое легкое и приятное аристократическое времяпровождение. Правда, все эти люди – все без исключения! – те, кто сами не учились музыке, и не могли наблюдать процесс обучения в ближайшем окружении. Некоторые из них даже регулярно посещали филармонические концерты и оперные спектакли. Но: исполнение всегда слышали в готовом, «концертном» виде.

Вместе с тем каждый, кто хотя бы месяц посидел за инструментом, или мог наблюдать музыкальные занятия со стороны, прекрасно понимает: великий Бах произнес свою знаменитую фразу не без хорошей порции иронии. Ведь виртуозное исполнение – результат многих часов занятий в течение многих лет. Пианисту придется усердно заниматься, для того, чтобы исполнить простенькую двустрочную миниатюру, а скрипачу – чтобы извлечь хотя бы один чистый звук.

Ребенок, который по тем или иным причинам до начала занятий музыкой был уверен в простоте и легкости этого вида деятельности, может испытывать сильное разочарование. Настроенный на развлечение, он вскоре чувствует себя каторжанином. Непонимание проблемы родителями только усугубляет ситуацию.

Вывод: Истина в том, что путь становления музыканта (тем более профессионального) коротким и простым не назовешь. Сложности возникают у всех, даже самых одаренных. Прежде всего они связаны с большими временными затратами, требующими высокой работоспособности, терпения, усидчивости. Задача родителей – найти способы переключения ребенка на другие – альтернативные – виды деятельности, и выстроить процесс обучения ребенка с учетом понимания специфики процесса.

Причина 2: Усложнение музыки

«Музыка это СЛОЖНО!» – уверена другая часть родителей. Эта крайность чревата не менее неприятными последствиями.

Психологи утверждают: регулярная вербализация сложности процесса, вызывает у детей снижение умственных способностей и ведет к потере здоровья! Само слово «сложно» детям противопоказано.

Психологическая реакция на «сложно» движется по формуле «сложно» > «невозможно» > «не справлюсь». В результате – СТРЕСС и множество негативных физиологических реакций: мышечные зажимы, сужение сосудов, быстрая утомляемость, снижение работоспособности и когнитивных функций – прежде всего внимания и памяти. Среди других побочных эффектов «сложно» – потеря аппетита, нарушение сна, падение иммунитета, обострение имеющихся и возникновение новых хронических заболеваний.

В результате ребенок раз за разом не справляется с тем, с чем он блестяще справился бы в комфортных для него условиях. А это уже прямой путь к заниженной самооценке и привычной, хронической неспособности к самореализации. Что «аукнется» в любом из настоящих или будущих видов деятельности ребенка.

Поэтому сегодня специалисты рекомендуют учителям начинать урок не с фраз типа «Сегодня мы будем проходить очень сложную тему», а, к примеру, так: «Сегодня у нас очень интересная тема!». Музыканты к тому же могут использовать чрезвычайно удобное в данном случае «Поиграем!». Ведь в понимании ребенка игра – это весело и здорово! .

Вывод: Слово «сложно» работает как блокатор возможностей ребенка (и не только ребенка, кстати). В этом контексте будем читать его как сЛОЖНО и заменим на «Интересно!», «Увлекательно!».

Причина 3: Усталость

Владимир Спиваков признался в одном из телевизионных интервью, что отец заставлял его повторять пассаж по столько раз, сколько спичек было в коробке. Постепенно опустошив коробок, он начинал складывать спички обратно, а его талантливый сын «шлифовал» тот же пассаж еще сотню раз. Неудивительно, что у будущего выдающегося скрипача и дирижера возникало стойкое желание навсегда бросить скрипку. Кстати, от интенсивных музыкальных упражнений уставали в детстве даже гениальные Бетховен и Моцарт!

Одна из главных причин «не хочу» кроется в том, что люди склонны уставать от работы – любой, даже любимой. Наступление усталости практически неизбежно, когда работа носит регулярный характер, вменена в обязанность, и качество ее выполнения оценивается. Для детей же вмененная рутина особенно изнурительна. А систематическая оценка результатов их усилий по балльной школьной системе вызывает эмоциональные перегрузки и провоцирует дискомфортные состояния.

Надо быть готовым к тому, что юный музыкант, который работает в то время, когда его друзья развлекаются, несколько раз в неделю получает отметки, и каждую четверть сдает мини-экзамены (академические концерты и технические зачеты), рано или поздно начнет протестовать.

Что делать? Искать способы борьбы с рутиной. И действовать в двух направлениях:
1. Не стоит сводить жизнь ребенка исключительно к сидению за инструментом. Хорошо, если он будет чередовать музыку с другими, не оцениваемыми так строго увлечениями. Необходимо выкраивать время для общения с друзьями, подвижных игр, физических упражнений или хореографии, чтения, театров, зоопарка и т.п.
2. Придумать способы оптимизировать и разнообразить сами музыкальные занятия. Но об этом – чуть позже.

Вывод: Столкнувшись с нежеланием ребенка продолжать занятия музыкой, отчаиваться не стоит. Ведь «нехочуху» переносят как минимум 95% населения. Чтобы дежурная «инфекция» не дала осложнений, ситуацию надо спокойно проанализировать и подкорректировать. При правильном подходе «не хочу» обратимо.

Причина 4: Переоценка музыкальной одаренности

Родители, которые уверены в наличии у своих детей способностей, конечно же, правы. Каждый ребенок способен. Но каждый – по-разному и в разных областях.

Одни дети демонстрируют выраженную одаренность в нескольких видах деятельности одновременно – так, что сложно бывает определить, какие же из способностей развивать в первую очередь. Талант других к чему-то определенному виден, что называется, «невооруженным глазом». Дети третьей группы часто выглядят этакими середнячками – не потому, что бесталанны, а потому что их потенциал по тем или иным причинам не проявлен. Ведь до сих пор стандартным мерилом способностей ребенка является его успеваемость в основной школе. «Тройки» по школьным предметам стали маркером интеллектуальной серости, посредственности и, следовательно, неуспешности. Проще троечнику, у которого разглядели спортивные задатки; то, что у ребенка «золотые руки» будущего мастера, родители, а тем более, школьные учителя, замечают и ценят крайне редко.

Поэтому уже сам факт признания того, что способности у ребенка есть, автоматически повышает вероятность их проявления.

Ошибка некоторых родителей детей-музыкантов кроется не в факте убежденности в наличии и ребенка способностей, а в определении их типа и области их реализации.

Необходимо помнить: концентрация усилий в одном направлении и пренебрежение другими – потенциально перспективными – может обойтись ребенку дорого. Особенно, если родители ждут выдающихся успехов в той сфере, где способности ребенка не дотягивают до уровня предъявляемых к ним требований.

Самый непредвзятый анализ потенциала необходим ребенку, которому родители прочат карьеру профессионального музыканта. Ведь уровень способностей здесь определяют многие составляющие. Среди них и наличие хороших музыкальных данных (звуковысотного и тембрового слуха, чувства ритма), и интеллектуальных способностей (памяти, логики, внимания), и развитой эмоциональности. Вокалисту необходим голос, инструменталисту – оптимальное для того или иного инструмента строение исполнительского аппарата. Добавьте к этому терпение, усидчивость, работоспособность. И – желание заниматься музыкой самого ребенка.

Покажите ребенка профессиональным музыкальным педагогам и исполнителям. Дадут специалисты заключение «отлично», выразит желание учиться сам ребенок – смело определяйте его в лицей при консерватории или специальную музыкальную школу-десятилетку. Если же что-то смущает, оставьте ребенку возможность профессиональной переориентации. Здесь лучший вариант – хорошая музыкальная школа. А уверенно музицировать «для себя» научат и частный учитель, и в многочисленных музыкальных кружках и студиях.

Вывод: Ребенок может отказаться от музыки, если чувствует, что даже титанических усилий с его стороны недостаточно для освоения предлагаемой программы обучения. Занятия музыкой будут для ребенка благом лишь при условии соответствия требований его творческому и исполнительскому потенциалу.

Причина 5: Переоценка физических возможностей

Занятия музыкой есть не что иное, как дополнительные учебные часы. Следовательно, это дополнительная нагрузка и на мозг, и на тело. К сожалению, физическую усталость юного музыканта его родители часто путают с банальной ленью. Ребенок же в это время просто выдыхается. Так могут «перегореть» даже высокоодаренные дети.

Случаются и более экстремальные попытки музыкального образования. Это происходит, когда родители скрывают от педагога наличие у ребенка проблем со здоровьем, являющихся препятствием в той или иной музыкальной специализации. К примеру, ребенка со слабыми легкими отдают на духовое отделение, или с заболеванием суставов – на струнное. Вместе с тем спектр музыкальных специальностей настолько широк, что практически каждый может выбрать себе занятие и по вкусу, и по силам.

Вывод: Музыкальное обучение, как, впрочем, и всякий иной вид деятельности, следует выстраивать с учетом состояния здоровья ребенка и его физических возможностей.

Причина 6: Отсутствие режима дня

Мама с папой на работе, ребенок – с бабушкой. Бабушка позволяет ненаглядному внучку все: смотреть телевизор – когда хочет, играть за компьютером – сколько заблагорассудится, прогулять музыкалку – легко! На выполнения домашних заданий по музыке ни бабушкиных сил, ни внучкиного времени не хватает. Результат предсказуем: пропуски – отставание от программы – провальные выступления – плохие отметки – недовольство педагогов – отказ от обучения.

Или другая крайность: родители настолько озабочены образованием своего чада, что ему, бедняге, и вздохнуть некогда. Уроки/занятия – сутки напролет, компьютер/телевизор – под запретом, общение со сверстниками – только на переменках. Очки, сутулость, частые простуды. Спорт, закаливание? Некогда! Музыку ребенок тихо ненавидит.

Нас не устроит ни тот, ни другой вариант? Тогда за дело – за составление режима дня. Задачка эта посерьезней высшей математики. Нужно умудриться впихнуть в 24 детских часа массу различных дел – да так, чтобы ребенок все это спокойно, без значительных усилий и подвигов с его стороны успевал переделывать. И родителям свои 24 часа предстоит выстроить так, чтобы иметь возможность контролировать соблюдение ребенком режима дня.

Все получится, стоит соблюсти несколько простых правил:

Составляем режим юного музыканта

1. Строим каркас, основа которого – обеспечение правильной работы организма. Жесткие требования: сон (8-10 часов в зависимости от возраста) и прием пищи (не менее 5 раз в сутки), физические упражнения.

2. Вписываем время уроков – общеобразовательных, затем музыкальных занятий. А также кружков, секций, занятий с репетитором и т.п. Причем расписание дополнительного образования формируем с педагогами так, чтобы между уроками были перерывы для отдыха. 

3. Учитываем время, затрачиваемое на дорогу.

4. Не исключено, что чем-то из дополнительного образования придется пожертвовать. Да, мы все хотим максимально использовать время детства для развития задатков ребенка, как трамплин к профессионально и финансово успешной жизни. Но согласитесь, больной гений – не наша цель. Будем следовать главному правилу: вначале – здоровье ребенка, все остальное – потом. 

5. Обговариваем с ребенком, чем он будет заниматься в свободное время. В рабочие будни полезнее отдохнуть, а заодно и пообщаться со сверстниками на свежем воздухе. Времяпровождение у телевизора и компьютера целесообразнее «отодвинуть» на выходные. В выходные не упускаем возможности и погулять на улице, и заняться физкультурой. 

6. Определяем время для подготовки школьных уроков и домашних занятий музыкой.Между домашними «уроками» должны быть «переменки»!

7. Перед сном – час свободного времени. Для полноценного отдыха ночью ребенок должен отрешиться от дневных забот и получить максимум положительных эмоций. Это время подходит для чтения или дружеского общения: прогуляйтесь вместе с ним по ночным улицам, займитесь вместе с ним рукоделием, просто поговорите.

8. Жестким в режиме дня по большому счету является только время сна и приема пищи. По факту – еще и общеобразовательная школа. Все остальное можно варьировать (доп. образование – по предварительному согласованию с педагогами). Это позволит сделать график более гибким. Гибким, но не расхлябанным: временные перестановки не должны сказываться на качестве обучения и отдыха!

Вывод: Режим дня – главное, что должно заботить родителя ребенка, у которого увеличилось количество учебных часов. Правильный, физиологически выверенный распорядок обеспечит и сохранность здоровья, и успешность в учебе. Отсутствие режима дня – тот риф, о который чаще всего разбиваются карьеры юных музыкантов.

Причина 7: Плохая организация домашних занятий

Понедельник: «Сегодня был урок, заниматься не буду»;
Вторник: «Да ладно, завтра поиграю»;
Среда: «Домашки — тьма, устал. Пара часиков же перед музыкалкой найдется, успею!»…

И так от урока к уроку: невыполненное задание – чувство вины – обещание заниматься – очередная порция «завтраков»… И – непреодолимое желание избавиться и от этой бесконечной вины, и от ее видимого источника «музыкалки».

Ребенка понять можно: пока другие дети резвятся на улице или играют в компьютерные игры он, бедолага, должен стучать по клавишам или «распиливать» скрипку. Что касается игр и общения со сверстниками – мы уже договорились выделить на это время. Теперь наша задача — помочь ребенку заниматься меньше, но с большим результатом.

Решение есть. Любое сверхсложное дело можно выполнить меньшим количеством усилий, если разделить его на части – маленькие и простые. Одно условие: эти маленькие и простые задания необходимо выполнять регулярно.

Задача родителей – организовать процесс домашних занятий музыкой так, чтобы юный музыкант осознал преимущества этой системы, а затем неукоснительно следовал ей.

Далее – несколько простых советов о том, как это сделать:

5 правил эффективного выполнения домашних заданий по музыке
1. Дробим задание.
Для начала разбейте заданное на 3-4 части, определив тем самым объем работы на каждый день.
2. Определяем, что будем делать на домашних «уроках».
Теперь дробим ежедневные порции. Какую-то их часть (в т.ч. разбор, выучивание текста наизусть, отработку педали, оттенков и т.п.) необходимо выполнять сосредоточенно, с полным погружением в материал. Эту часть работы выполняем в специально отведенное для занятий время.
3. Заполняем временные «карманы».
Есть и чисто техническая часть здания – к примеру, отработка пассажа, или наращивание темпа в упражнении. Почему бы не сместить «технику» на другое время, к примеру, не прогнать гамму, убрав звук у телевизора во время рекламной паузы? Увидите, таких временных «карманов» в течение дня наберется немало. А ребенок, использовав по 5-10 ранее почем зря пропадавших минут, сможет получить часок-другой личного времени.
4. Работаем над всеми произведениями – ежедневно!
Способ, когда сегодня разучиваем пьесу, завтра – этюд, послезавтра – полифонию, малоэффективен. Во-первых, потому, что перерывы между отдельным произведением получаются слишком большими. Ребенок может потерять все то, что успел наработать, но не успел закрепить. Кроме того, дней на все произведения может и не хватить. Разумнее ежедневно работать над каждым из заданных произведений – но, как условились, дозированно.
5. Перед уроком.
Последнее домашнее занятие оставляем для повторения и закрепления. Это значит, что основная часть работы должна быть к этому времени уже выполнена. Главная цель, которую таким образом достигнем, заключается даже не в более высоком качестве выполнения домашней работы. Более важно то, что у ребенка, который «выполнил и перевыполнил», автоматически повышается самооценка. Ощущение «сложно» у него постепенно переходит в разряд «выполнимо», а «Я смог» рождает внутреннюю уверенность: «Я могу!» / «Я способен!» / «Мне все по плечу!».

Вывод: Формируем график занятий так, чтобы ребенок добивался результата, затрачивая как можно меньшее количество времени и сил. Один из самых оптимальных способов – краткие, но регулярные занятия с использованием вынужденных пауз и перерывов между другими делами и развлечениями.

Причина 8: Муштра при отсутствии поощрений

«Быстро за инструмент! И чтобы не вставал, пока не выучишь, лентяй!»

… Ну что тут добавить? Разве что констатировать: путь тупиковый. Нет лучшего способа отбить у ребенка желание подходить к инструменту, чем пальба оскорбительными для его самолюбия приказами-назиданиями.

Нет, проявлять настойчивость волей-неволей приходится. Но не в такой же форме! Кстати, в лености в данном случае стоит упрекнуть родителей, которые не удосужились поискать более гуманный и конструктивный вариант организации занятий для своего ребенка.

Выход здесь один – поддержать или вновь вызвать у ребенка интерес к занятиям. Так, чтобы за инструмент он садился если и после напоминания, то без явного или скрытого раздражения. Один из самых работающих способов – положительная мотивация.

Как пробудить интерес к занятиям музыкой? 3 способа решения проблемы:

1. Блестящие перспективы.
Расскажем ему о его блестящих перспективах? Можно, но… малоэффективно. Как показывает практика, метод действует, но действие его кратковременно. Стоит начать твердить о «что будет» каждый день, ребенок вообще перестает воспринимать информацию всерьез. Ведь в силу специфики своего детского мироощущения, он живет не в «прекрасном далеко», а здесь и сейчас. Причем здесь и сейчас он видит одно – новую порцию домашней работы. А что он получит, когда ее выполнит? Правильно, другую порцию домашней работы! Потом он сыграет академический концерт, далее выступит на конкурсе… И получит новую программу – то есть очень-очень-очень большую порцию работы. Так что обозначать перспективы полезно, но заставлять ребенка жить исключительно перспективами – ошибочно.

2. Поощрения.
Попробуйте чаще поощрять нашего труженика. Устройте ему праздник, после выступления подарив цветы, сводив в его любимое кафе, или пригласив друзей. Не важно, что юный музыкант допустил «помарки» – похвалите его, отметив то, что ему удалось. И уж тем более не ругайте за ошибки! Даже после выступления, которое он сам оценил как провал, можно поддержать его веру в себя, подарив мягкую игрушку – «Друга, который все поймет», или перебить тоскливое настроение походом в зоопарк – «Мы тебя любим вместе с твоими ошибками!».

3. Превращаем работу в игру.
А рабочие будни можно раскрасить, превратив рутинный труд в игру. Превращение состоится, стоит лишь привнести в занятия элемент азарта. К примету, так:

– Я вчера засек время, пока ты играла эту гамму. Ползла по клавишам более 3-х минут. Сегодня ты уложилась в две сорок! А быстрее можешь?
– Попробую…
– Супер – еще минус десять секунд! Да такими темпами ты скоро за минуту четыре октавы пролетишь!
– Спорим, за полминуты!

Что делает ребенок? Правильно, идет на очередной рекорд, соревнуясь сам с собой. То есть выполняет рутинную работу с превеликим удовольствием! Чего, собственно говоря, мы и добивались.

Вывод: Муштра и приказной тон – не лучшие способы достижения результата. Гораздо эффективнее и гуманнее поддерживать интерес ребенка к занятиям, создавая игровые ситуации, не скупясь на похвалы, не ругая за ошибки, устраивая сюрпризы и праздники после выступлений.

 

Причина 9: Нездоровая конкуренция

Реальные примеры:
«Ты хуже»
Подружки – отличницы Лера и Ксюша дружили с первого класса. Со второго обе пошли в музыкальную школу, попали к одному педагогу. Лера и в «музыкалке» получала только «пятерки», успехи Ксюши были скромнее, там проскакивали единичные «четверки». Но через некоторое время «пятерки» в дневнике Ксюши исчезли вообще, зато замелькали «тройки». В основной школе она также «съехала» до «хорошистки». Потом началось что-то странное: Ксюша, которая никогда не испытывала страха пред публикой, стала бояться зала. А после того как Лера победила на районном конкурсе пианистов, Ксюша, сдавая академический концерт, не смогла сдвинуться дальше первого такта! Девочка упорно занималась, но проваливала одно выступление за другим. К сожалению, причина выяснилась не стразу. Оказалось, мама Ксюши постоянно сравнивала дочь с ее подружкой, упрекая при этом дочь в недостаточном усердии и одаренности. Ксюша музыкальную школу бросила. Лера, узнав что стала невольной причиной неудач подружки, едва не последовала ее примеру.
«Ты лучше»
Оля была лучшей всегда – занималась стабильно и с удовольствием, блестяще, без сбоев исполняла концертные программы. Выходя на сцену, она лучилась от счастья – казалось, зал питал ее энергией. «Наша звезда»– так называли ее в школе; «Ты у нас лучше всех», – внушали ей дома. Но на очередном конкурсе что-то не задалось, и свою программу Оля исполнила с рядом досадных ошибок. В этот раз она заняла не привычное первое, а «позорное» третье место. «Не оправдала доверия!» – оценила результат своего выступления девочка. И, не доучившись всего год, забрала из школы документы. Говорят, дома к инструменту она тоже больше не подходит.

Совсем не сравнивать детей между собой, мы, наверное, не в состоянии. И педагоги, выставляя им отметки, и родители, слушая их выступления, вольно или невольно ранжируют их относительно друг друга. Но обязательно ли озвучивать детям все наши мнения, а тем более – однозначные оценки? Ведь надломить ребенка может и завистливое «Она лучше тебя», и выплески родительской гордыни «Ты лучше всех!». Самооценка ребенка при этом либо долго и методично втаптывается в пыль, либо возносится на крохотную недосягаемой высоты площадку, откуда легко летит в ту же пыль при малейшем неосторожном движении.

Вывод: Обсуждая с ребенком результаты обучения и концертных выступлений, старайтесь оценивать их объективно, отмечая в первую очередь достоинства исполнения. Не стоит допускать заявлений, способных прямо или косвенно, в данный момент или в перспективе, понизить самооценку ребенка, его веру в свои возможности.

Причина 10: Конфликт со сверстниками

К счастью, подавляющее большинство юных музыкантов вполне адаптированы в социуме. Они, как и другие дети, дружат, иногда ссорятся и скоро мирятся, в меру шалят и проказничают, обклеивают стены «ранетками» и «кадетами», и не боятся высказывать своих взглядов.

Есть и другая категория детей, которых сверстники отличают и отторгают. У этих детей репутация «странных» и «маменькиных сынков», наиболее распространенные их прозвища – «заучка», «очкарик», «ботаник». В среде сверстников таким детям непросто: они одиноки, их ежедневная участь – насмешки и нападки. Часто они талантливы, и всегда – несчастны.

А еще случается, что родители тревожного положения дел замечать не желают. Потому что «эти дворовые хулиганы в подметки не годятся нашему милому мальчику» (или девочке). Такие родители растят своих деточек словно в оранжерее, искусственно создавая им стерильно – «высококультурные» условия. «Цветы жизни», послушно извлекая из инструмента звуковой бисер, мечтают о запретном – забраться на забор или угостить молоком подвальных котят…

Вместе с тем ребенок, который носит очки, но способен виртуозно забить гол, в глазах сверстников уже не «очкарик». Отличник, который легко объяснит одноклассникам историю создания компьютерной игры – уже не «ботан». А скрипач, заступившийся за девочку – уже не «маменькин сынок».

Все просто: чаще дети отторгают другого ребенка не по причине его внешней непохожести на них, и не потому, что не разделяют его увлечений. Они чувствуют плоды его квазикультурного воспитания – высокомерное, пренебрежительное к ним отношение.

Детский коллектив может отторгать и являющего миру последствия слишком строгого воспитания или сверхтребовательного отношения. Скованный, закомплексованный, робкий, боязливый ребенок – идеальная мишень для травли.

Напротив, у открытых, уверенных в себе, общительных, и дружески настроенных детей серьезные проблемы со сверстниками возникают крайне редко.

Вывод: Ребенок будет полноценно развиваться лишь в том случае, если сможет адаптироваться в среде сверстников. Умение выстраивать отношения приходит когда у ребенка есть возможность свободно общаться. Задача родителей – обеспечить комфортную, доброжелательную, позитивную атмосферу в стенах его родного дома, прививать уважительное отношение к людям. Не менее важно вовремя заметить возникшие у ребенка сложности в общении с другими детьми и по-взрослому мудро помочь ребенку их разрешить.

Причина 11: Конфликт с педагогом

Мне кажется, что основных причин для возникновения конфликтной ситуации две:

а) Личный конфликт, и
б) Профессиональный конфликт.

Начнем с последнего. Чаще он вызван недовольством требований учителя, либо его профессиональным мастерством. У начинающего музыканта скорее вызывает раздражение завышенные (по его мнению) требования. Музыкант более опытный может почувствовать, что педагог не в состоянии обеспечить подготовку того качества, в которой он испытывает потребность. Часто именно нестыковка уровней требований ученика и учителя друг к другу становятся причиной возникновения напряженности в их отношениях.

Другая распространенная причина личного неприятия – системное взаимонепонимание между учителем и учеником. Что называется, «не сошлись характерами».

Конфликт может возникнуть и спонтанно, вследствие какого-то события. Модели развития событий могут быть разными и зависят личностных черт участников конфликта: «пожар» можно раздуть, или подпитывать, чтобы тлел долгие годы, а можно быстро и без следа погасить.

Родителям важно понимать:

1) Конфликт может быть и явным, остротекущим, и скрытым, хроническим. Латентные формы конфликта – с улыбками, расшаркиваниями и тихой ненавистью менее заметны, а потому чреваты серьезными последствиями.

2) Ребенок всегда реагирует на грубость, крик, или хроническую раздражительность педагога. Хорошо, если ребенок озвучит свое недовольство, и очень плохо, если молчит и терпит.

3) Прав педагог ли неправ, ребенок всегда становится жертвой конфликта.

4) Если конфликт зашел слишком далеко и явно необратим, лучший выход – сменить педагога.

5) Нельзя исключать и обстоятельств, при которых ребенок просто хитрит. Скажем, ищет у учителя недостатки, чтобы оправдать собственную лень или другие причины плохой успеваемости.

Вывод: Родителям следует и здесь постоянно держать «руку на пульсе»:
1) осознанно выбрать педагога для своего ребенка;
2) общаться с педагогом как можно чаще;
3) не жалеть времени на разговоры со своим ребенком. Ваш жизненный и родительский опыт подскажет, насколько личностные качества учителя соответствуют задаче обучения и воспитания вашего ребенка, как выстроить конструктивные отношения в связке учитель – ученик – родитель, и что предпринять в случае возникновения конфликтной ситуации.

Причина 12: Другое призвание

Отказ от занятий музыкой могут вызвать и множество других причин. Примером сознательного выбора альтернативного вида деятельности может стать Борис Пастернак. Лауреат Нобелевской премии по литературе мог стать художником (судя по детским рисункам – далеко не последним), а мог и композитором. Александр Скрябин, у которого он брал уроки, находил у него недюжинные музыкальные способности. Но будущий поэт и писатель счел свою музыкальную одаренность недостаточной для карьеры профессионала, и занятия музыкой прекратил.

Вывод: Не из всякого человека, берущего уроки музыки, вырастает профессиональный музыкант. Даже если родителям этого очень хочется! Надо быть готовым к тому, что сын или дочь выберут другой путь.

Но как бы не сложилось профессиональное будущее ребенка, занятия музыкой не пройдут даром. Хороший вкус, знания в области культуры и искусства, развитый музыкальный слух, владение инструментом или вокальные навыки, тренированный интеллект – это, согласитесь, неплохой ресурс для обеспечения успеха и в любой профессиональной области, и в социуме в целом.

Заключение

Но вернемся к «не хочу учиться музыке». Что же с этим делать Вам, в Вашем конкретном случае, когда Вы с эти столкнулись?

Для начала – адекватно оцените ситуацию. То есть спокойно, без лишних эмоций, проанализируйте ее, и уже в зависимости от результата вашего мини-исследования поищите оптимальное решение. Вот один из возможных алгоритмов действия:

1. Попытайтесь понять, «не хочу» ребенка это:

а) не более чем живая спонтанная, «минутная» реакция на ситуацию, которую он «здесь и сейчас» воспринял как негативную или сложную; или

б) это его обдуманное решение.

2. Еще раз проанализируйте 12 названных мной причин детского «не хочу». Посмотрите и на себя: не совершили ли Вы, родитель, одну или несколько из тех типичны ошибок, что здесь упомянуты.

3. Продумайте, что можно предпринять, чтобы повысить у ребенка интерес к занятиям и как их организовать. Обязательное условие: «меры реагирования» должны быть гуманными и позитивными!

4. Если, несмотря на все усилия с Вашей стороны, ребенок категорически отказывается от занятий музыкой в любой форме, готовы ли Вы пойти ему навстречу?

5. Честно ответьте себе на вопрос: Ваше решение действительно осознанно и взвешенно? Вы учли его последствия? Вы учли мнение и возможности ребенка?

Уверена, Вы – мудрый родитель – найдете лучший для Вашего ребенка вариант ответа на его «не хочу». Надеюсь, что мой личный опыт окажется для Вас полезным. Всего доброго!</font>

Любовь Александрова,
музыковед, педагог, журналист
2010-09-28

Прокрутить вверх