Интересные статьи
Причина 1: Упрощение музыки
Однажды Иоганн Себастьян Бах на вопрос о том, как ему удается так виртуозно играть на органе, ответил: «Моя игра не заслуживает такого внимания и похвал! Ведь мне нужно всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время – и тогда инструмент играет сам…».
Едва ли не каждому музыкальному педагогу приходилось встречаться с людьми, которые придерживаются похожей точки зрения. Эти люди искренне считают, что музыка – этакое легкое и приятное аристократическое времяпровождение. Правда, все эти люди – все без исключения! – те, кто сами не учились музыке, и не могли наблюдать процесс обучения в ближайшем окружении. Некоторые из них даже регулярно посещали филармонические концерты и оперные спектакли. Но: исполнение всегда слышали в готовом, «концертном» виде.
Вместе с тем каждый, кто хотя бы месяц посидел за инструментом, или мог наблюдать музыкальные занятия со стороны, прекрасно понимает: великий Бах произнес свою знаменитую фразу не без хорошей порции иронии. Ведь виртуозное исполнение – результат многих часов занятий в течение многих лет. Пианисту придется усердно заниматься, для того, чтобы исполнить простенькую двустрочную миниатюру, а скрипачу – чтобы извлечь хотя бы один чистый звук.
Ребенок, который по тем или иным причинам до начала занятий музыкой был уверен в простоте и легкости этого вида деятельности, может испытывать сильное разочарование. Настроенный на развлечение, он вскоре чувствует себя каторжанином. Непонимание проблемы родителями только усугубляет ситуацию.
Вывод: Истина в том, что путь становления музыканта (тем более профессионального) коротким и простым не назовешь. Сложности возникают у всех, даже самых одаренных. Прежде всего они связаны с большими временными затратами, требующими высокой работоспособности, терпения, усидчивости. Задача родителей – найти способы переключения ребенка на другие – альтернативные – виды деятельности, и выстроить процесс обучения ребенка с учетом понимания специфики процесса.
Причина 2: Усложнение музыки
«Музыка это СЛОЖНО!» – уверена другая часть родителей. Эта крайность чревата не менее неприятными последствиями.
Психологи утверждают: регулярная вербализация сложности процесса, вызывает у детей снижение умственных способностей и ведет к потере здоровья! Само слово «сложно» детям противопоказано.
Психологическая реакция на «сложно» движется по формуле «сложно» > «невозможно» > «не справлюсь». В результате – СТРЕСС и множество негативных физиологических реакций: мышечные зажимы, сужение сосудов, быстрая утомляемость, снижение работоспособности и когнитивных функций – прежде всего внимания и памяти. Среди других побочных эффектов «сложно» – потеря аппетита, нарушение сна, падение иммунитета, обострение имеющихся и возникновение новых хронических заболеваний.
В результате ребенок раз за разом не справляется с тем, с чем он блестяще справился бы в комфортных для него условиях. А это уже прямой путь к заниженной самооценке и привычной, хронической неспособности к самореализации. Что «аукнется» в любом из настоящих или будущих видов деятельности ребенка.
Поэтому сегодня специалисты рекомендуют учителям начинать урок не с фраз типа «Сегодня мы будем проходить очень сложную тему», а, к примеру, так: «Сегодня у нас очень интересная тема!». Музыканты к тому же могут использовать чрезвычайно удобное в данном случае «Поиграем!». Ведь в понимании ребенка игра – это весело и здорово! .
Вывод: Слово «сложно» работает как блокатор возможностей ребенка (и не только ребенка, кстати). В этом контексте будем читать его как сЛОЖНО и заменим на «Интересно!», «Увлекательно!».
Причина 3: Усталость
Владимир Спиваков признался в одном из телевизионных интервью, что отец заставлял его повторять пассаж по столько раз, сколько спичек было в коробке. Постепенно опустошив коробок, он начинал складывать спички обратно, а его талантливый сын «шлифовал» тот же пассаж еще сотню раз. Неудивительно, что у будущего выдающегося скрипача и дирижера возникало стойкое желание навсегда бросить скрипку. Кстати, от интенсивных музыкальных упражнений уставали в детстве даже гениальные Бетховен и Моцарт!
Одна из главных причин «не хочу» кроется в том, что люди склонны уставать от работы – любой, даже любимой. Наступление усталости практически неизбежно, когда работа носит регулярный характер, вменена в обязанность, и качество ее выполнения оценивается. Для детей же вмененная рутина особенно изнурительна. А систематическая оценка результатов их усилий по балльной школьной системе вызывает эмоциональные перегрузки и провоцирует дискомфортные состояния.
Надо быть готовым к тому, что юный музыкант, который работает в то время, когда его друзья развлекаются, несколько раз в неделю получает отметки, и каждую четверть сдает мини-экзамены (академические концерты и технические зачеты), рано или поздно начнет протестовать.
Что делать? Искать способы борьбы с рутиной. И действовать в двух направлениях:
1. Не стоит сводить жизнь ребенка исключительно к сидению за инструментом. Хорошо, если он будет чередовать музыку с другими, не оцениваемыми так строго увлечениями. Необходимо выкраивать время для общения с друзьями, подвижных игр, физических упражнений или хореографии, чтения, театров, зоопарка и т.п.
2. Придумать способы оптимизировать и разнообразить сами музыкальные занятия. Но об этом – чуть позже.
Вывод: Столкнувшись с нежеланием ребенка продолжать занятия музыкой, отчаиваться не стоит. Ведь «нехочуху» переносят как минимум 95% населения. Чтобы дежурная «инфекция» не дала осложнений, ситуацию надо спокойно проанализировать и подкорректировать. При правильном подходе «не хочу» обратимо.
Причина 4: Переоценка музыкальной одаренности
Родители, которые уверены в наличии у своих детей способностей, конечно же, правы. Каждый ребенок способен. Но каждый – по-разному и в разных областях.
Одни дети демонстрируют выраженную одаренность в нескольких видах деятельности одновременно – так, что сложно бывает определить, какие же из способностей развивать в первую очередь. Талант других к чему-то определенному виден, что называется, «невооруженным глазом». Дети третьей группы часто выглядят этакими середнячками – не потому, что бесталанны, а потому что их потенциал по тем или иным причинам не проявлен. Ведь до сих пор стандартным мерилом способностей ребенка является его успеваемость в основной школе. «Тройки» по школьным предметам стали маркером интеллектуальной серости, посредственности и, следовательно, неуспешности. Проще троечнику, у которого разглядели спортивные задатки; то, что у ребенка «золотые руки» будущего мастера, родители, а тем более, школьные учителя, замечают и ценят крайне редко.
Поэтому уже сам факт признания того, что способности у ребенка есть, автоматически повышает вероятность их проявления.
Ошибка некоторых родителей детей-музыкантов кроется не в факте убежденности в наличии и ребенка способностей, а в определении их типа и области их реализации.
Необходимо помнить: концентрация усилий в одном направлении и пренебрежение другими – потенциально перспективными – может обойтись ребенку дорого. Особенно, если родители ждут выдающихся успехов в той сфере, где способности ребенка не дотягивают до уровня предъявляемых к ним требований.
Самый непредвзятый анализ потенциала необходим ребенку, которому родители прочат карьеру профессионального музыканта. Ведь уровень способностей здесь определяют многие составляющие. Среди них и наличие хороших музыкальных данных (звуковысотного и тембрового слуха, чувства ритма), и интеллектуальных способностей (памяти, логики, внимания), и развитой эмоциональности. Вокалисту необходим голос, инструменталисту – оптимальное для того или иного инструмента строение исполнительского аппарата. Добавьте к этому терпение, усидчивость, работоспособность. И – желание заниматься музыкой самого ребенка.
Покажите ребенка профессиональным музыкальным педагогам и исполнителям. Дадут специалисты заключение «отлично», выразит желание учиться сам ребенок – смело определяйте его в лицей при консерватории или специальную музыкальную школу-десятилетку. Если же что-то смущает, оставьте ребенку возможность профессиональной переориентации. Здесь лучший вариант – хорошая музыкальная школа. А уверенно музицировать «для себя» научат и частный учитель, и в многочисленных музыкальных кружках и студиях.
Вывод: Ребенок может отказаться от музыки, если чувствует, что даже титанических усилий с его стороны недостаточно для освоения предлагаемой программы обучения. Занятия музыкой будут для ребенка благом лишь при условии соответствия требований его творческому и исполнительскому потенциалу.
Причина 5: Переоценка физических возможностей
Занятия музыкой есть не что иное, как дополнительные учебные часы. Следовательно, это дополнительная нагрузка и на мозг, и на тело. К сожалению, физическую усталость юного музыканта его родители часто путают с банальной ленью. Ребенок же в это время просто выдыхается. Так могут «перегореть» даже высокоодаренные дети.
Случаются и более экстремальные попытки музыкального образования. Это происходит, когда родители скрывают от педагога наличие у ребенка проблем со здоровьем, являющихся препятствием в той или иной музыкальной специализации. К примеру, ребенка со слабыми легкими отдают на духовое отделение, или с заболеванием суставов – на струнное. Вместе с тем спектр музыкальных специальностей настолько широк, что практически каждый может выбрать себе занятие и по вкусу, и по силам.
Вывод: Музыкальное обучение, как, впрочем, и всякий иной вид деятельности, следует выстраивать с учетом состояния здоровья ребенка и его физических возможностей.
Причина 6: Отсутствие режима дня
Мама с папой на работе, ребенок – с бабушкой. Бабушка позволяет ненаглядному внучку все: смотреть телевизор – когда хочет, играть за компьютером – сколько заблагорассудится, прогулять музыкалку – легко! На выполнения домашних заданий по музыке ни бабушкиных сил, ни внучкиного времени не хватает. Результат предсказуем: пропуски – отставание от программы – провальные выступления – плохие отметки – недовольство педагогов – отказ от обучения.
Или другая крайность: родители настолько озабочены образованием своего чада, что ему, бедняге, и вздохнуть некогда. Уроки/занятия – сутки напролет, компьютер/телевизор – под запретом, общение со сверстниками – только на переменках. Очки, сутулость, частые простуды. Спорт, закаливание? Некогда! Музыку ребенок тихо ненавидит.
Нас не устроит ни тот, ни другой вариант? Тогда за дело – за составление режима дня. Задачка эта посерьезней высшей математики. Нужно умудриться впихнуть в 24 детских часа массу различных дел – да так, чтобы ребенок все это спокойно, без значительных усилий и подвигов с его стороны успевал переделывать. И родителям свои 24 часа предстоит выстроить так, чтобы иметь возможность контролировать соблюдение ребенком режима дня.
Все получится, стоит соблюсти несколько простых правил:
Составляем режим юного музыканта
1. Строим каркас, основа которого – обеспечение правильной работы организма. Жесткие требования: сон (8-10 часов в зависимости от возраста) и прием пищи (не менее 5 раз в сутки), физические упражнения.
2. Вписываем время уроков – общеобразовательных, затем музыкальных занятий. А также кружков, секций, занятий с репетитором и т.п. Причем расписание дополнительного образования формируем с педагогами так, чтобы между уроками были перерывы для отдыха.
3. Учитываем время, затрачиваемое на дорогу.
4. Не исключено, что чем-то из дополнительного образования придется пожертвовать. Да, мы все хотим максимально использовать время детства для развития задатков ребенка, как трамплин к профессионально и финансово успешной жизни. Но согласитесь, больной гений – не наша цель. Будем следовать главному правилу: вначале – здоровье ребенка, все остальное – потом.
5. Обговариваем с ребенком, чем он будет заниматься в свободное время. В рабочие будни полезнее отдохнуть, а заодно и пообщаться со сверстниками на свежем воздухе. Времяпровождение у телевизора и компьютера целесообразнее «отодвинуть» на выходные. В выходные не упускаем возможности и погулять на улице, и заняться физкультурой.
6. Определяем время для подготовки школьных уроков и домашних занятий музыкой.Между домашними «уроками» должны быть «переменки»!
7. Перед сном – час свободного времени. Для полноценного отдыха ночью ребенок должен отрешиться от дневных забот и получить максимум положительных эмоций. Это время подходит для чтения или дружеского общения: прогуляйтесь вместе с ним по ночным улицам, займитесь вместе с ним рукоделием, просто поговорите.
8. Жестким в режиме дня по большому счету является только время сна и приема пищи. По факту – еще и общеобразовательная школа. Все остальное можно варьировать (доп. образование – по предварительному согласованию с педагогами). Это позволит сделать график более гибким. Гибким, но не расхлябанным: временные перестановки не должны сказываться на качестве обучения и отдыха!
Вывод: Режим дня – главное, что должно заботить родителя ребенка, у которого увеличилось количество учебных часов. Правильный, физиологически выверенный распорядок обеспечит и сохранность здоровья, и успешность в учебе. Отсутствие режима дня – тот риф, о который чаще всего разбиваются карьеры юных музыкантов.
Причина 7: Плохая организация домашних занятий
Понедельник: «Сегодня был урок, заниматься не буду»;
Вторник: «Да ладно, завтра поиграю»;
Среда: «Домашки — тьма, устал. Пара часиков же перед музыкалкой найдется, успею!»…
И так от урока к уроку: невыполненное задание – чувство вины – обещание заниматься – очередная порция «завтраков»… И – непреодолимое желание избавиться и от этой бесконечной вины, и от ее видимого источника «музыкалки».
Ребенка понять можно: пока другие дети резвятся на улице или играют в компьютерные игры он, бедолага, должен стучать по клавишам или «распиливать» скрипку. Что касается игр и общения со сверстниками – мы уже договорились выделить на это время. Теперь наша задача — помочь ребенку заниматься меньше, но с большим результатом.
Решение есть. Любое сверхсложное дело можно выполнить меньшим количеством усилий, если разделить его на части – маленькие и простые. Одно условие: эти маленькие и простые задания необходимо выполнять регулярно.
Задача родителей – организовать процесс домашних занятий музыкой так, чтобы юный музыкант осознал преимущества этой системы, а затем неукоснительно следовал ей.
Далее – несколько простых советов о том, как это сделать:
5 правил эффективного выполнения домашних заданий по музыке
1. Дробим задание.
Для начала разбейте заданное на 3-4 части, определив тем самым объем работы на каждый день.
2. Определяем, что будем делать на домашних «уроках».
Теперь дробим ежедневные порции. Какую-то их часть (в т.ч. разбор, выучивание текста наизусть, отработку педали, оттенков и т.п.) необходимо выполнять сосредоточенно, с полным погружением в материал. Эту часть работы выполняем в специально отведенное для занятий время.
3. Заполняем временные «карманы».
Есть и чисто техническая часть здания – к примеру, отработка пассажа, или наращивание темпа в упражнении. Почему бы не сместить «технику» на другое время, к примеру, не прогнать гамму, убрав звук у телевизора во время рекламной паузы? Увидите, таких временных «карманов» в течение дня наберется немало. А ребенок, использовав по 5-10 ранее почем зря пропадавших минут, сможет получить часок-другой личного времени.
4. Работаем над всеми произведениями – ежедневно!
Способ, когда сегодня разучиваем пьесу, завтра – этюд, послезавтра – полифонию, малоэффективен. Во-первых, потому, что перерывы между отдельным произведением получаются слишком большими. Ребенок может потерять все то, что успел наработать, но не успел закрепить. Кроме того, дней на все произведения может и не хватить. Разумнее ежедневно работать над каждым из заданных произведений – но, как условились, дозированно.
5. Перед уроком.
Последнее домашнее занятие оставляем для повторения и закрепления. Это значит, что основная часть работы должна быть к этому времени уже выполнена. Главная цель, которую таким образом достигнем, заключается даже не в более высоком качестве выполнения домашней работы. Более важно то, что у ребенка, который «выполнил и перевыполнил», автоматически повышается самооценка. Ощущение «сложно» у него постепенно переходит в разряд «выполнимо», а «Я смог» рождает внутреннюю уверенность: «Я могу!» / «Я способен!» / «Мне все по плечу!».
Вывод: Формируем график занятий так, чтобы ребенок добивался результата, затрачивая как можно меньшее количество времени и сил. Один из самых оптимальных способов – краткие, но регулярные занятия с использованием вынужденных пауз и перерывов между другими делами и развлечениями.
Причина 8: Муштра при отсутствии поощрений
«Быстро за инструмент! И чтобы не вставал, пока не выучишь, лентяй!»
… Ну что тут добавить? Разве что констатировать: путь тупиковый. Нет лучшего способа отбить у ребенка желание подходить к инструменту, чем пальба оскорбительными для его самолюбия приказами-назиданиями.
Нет, проявлять настойчивость волей-неволей приходится. Но не в такой же форме! Кстати, в лености в данном случае стоит упрекнуть родителей, которые не удосужились поискать более гуманный и конструктивный вариант организации занятий для своего ребенка.
Выход здесь один – поддержать или вновь вызвать у ребенка интерес к занятиям. Так, чтобы за инструмент он садился если и после напоминания, то без явного или скрытого раздражения. Один из самых работающих способов – положительная мотивация.
Как пробудить интерес к занятиям музыкой? 3 способа решения проблемы:
1. Блестящие перспективы.
Расскажем ему о его блестящих перспективах? Можно, но… малоэффективно. Как показывает практика, метод действует, но действие его кратковременно. Стоит начать твердить о «что будет» каждый день, ребенок вообще перестает воспринимать информацию всерьез. Ведь в силу специфики своего детского мироощущения, он живет не в «прекрасном далеко», а здесь и сейчас. Причем здесь и сейчас он видит одно – новую порцию домашней работы. А что он получит, когда ее выполнит? Правильно, другую порцию домашней работы! Потом он сыграет академический концерт, далее выступит на конкурсе… И получит новую программу – то есть очень-очень-очень большую порцию работы. Так что обозначать перспективы полезно, но заставлять ребенка жить исключительно перспективами – ошибочно.
2. Поощрения.
Попробуйте чаще поощрять нашего труженика. Устройте ему праздник, после выступления подарив цветы, сводив в его любимое кафе, или пригласив друзей. Не важно, что юный музыкант допустил «помарки» – похвалите его, отметив то, что ему удалось. И уж тем более не ругайте за ошибки! Даже после выступления, которое он сам оценил как провал, можно поддержать его веру в себя, подарив мягкую игрушку – «Друга, который все поймет», или перебить тоскливое настроение походом в зоопарк – «Мы тебя любим вместе с твоими ошибками!».
3. Превращаем работу в игру.
А рабочие будни можно раскрасить, превратив рутинный труд в игру. Превращение состоится, стоит лишь привнести в занятия элемент азарта. К примету, так:
– Я вчера засек время, пока ты играла эту гамму. Ползла по клавишам более 3-х минут. Сегодня ты уложилась в две сорок! А быстрее можешь?
– Попробую…
– Супер – еще минус десять секунд! Да такими темпами ты скоро за минуту четыре октавы пролетишь!
– Спорим, за полминуты!
Что делает ребенок? Правильно, идет на очередной рекорд, соревнуясь сам с собой. То есть выполняет рутинную работу с превеликим удовольствием! Чего, собственно говоря, мы и добивались.
Вывод: Муштра и приказной тон – не лучшие способы достижения результата. Гораздо эффективнее и гуманнее поддерживать интерес ребенка к занятиям, создавая игровые ситуации, не скупясь на похвалы, не ругая за ошибки, устраивая сюрпризы и праздники после выступлений.
Причина 9: Нездоровая конкуренция
Реальные примеры:
«Ты хуже»
Подружки – отличницы Лера и Ксюша дружили с первого класса. Со второго обе пошли в музыкальную школу, попали к одному педагогу. Лера и в «музыкалке» получала только «пятерки», успехи Ксюши были скромнее, там проскакивали единичные «четверки». Но через некоторое время «пятерки» в дневнике Ксюши исчезли вообще, зато замелькали «тройки». В основной школе она также «съехала» до «хорошистки». Потом началось что-то странное: Ксюша, которая никогда не испытывала страха пред публикой, стала бояться зала. А после того как Лера победила на районном конкурсе пианистов, Ксюша, сдавая академический концерт, не смогла сдвинуться дальше первого такта! Девочка упорно занималась, но проваливала одно выступление за другим. К сожалению, причина выяснилась не стразу. Оказалось, мама Ксюши постоянно сравнивала дочь с ее подружкой, упрекая при этом дочь в недостаточном усердии и одаренности. Ксюша музыкальную школу бросила. Лера, узнав что стала невольной причиной неудач подружки, едва не последовала ее примеру.
«Ты лучше»
Оля была лучшей всегда – занималась стабильно и с удовольствием, блестяще, без сбоев исполняла концертные программы. Выходя на сцену, она лучилась от счастья – казалось, зал питал ее энергией. «Наша звезда»– так называли ее в школе; «Ты у нас лучше всех», – внушали ей дома. Но на очередном конкурсе что-то не задалось, и свою программу Оля исполнила с рядом досадных ошибок. В этот раз она заняла не привычное первое, а «позорное» третье место. «Не оправдала доверия!» – оценила результат своего выступления девочка. И, не доучившись всего год, забрала из школы документы. Говорят, дома к инструменту она тоже больше не подходит.
Совсем не сравнивать детей между собой, мы, наверное, не в состоянии. И педагоги, выставляя им отметки, и родители, слушая их выступления, вольно или невольно ранжируют их относительно друг друга. Но обязательно ли озвучивать детям все наши мнения, а тем более – однозначные оценки? Ведь надломить ребенка может и завистливое «Она лучше тебя», и выплески родительской гордыни «Ты лучше всех!». Самооценка ребенка при этом либо долго и методично втаптывается в пыль, либо возносится на крохотную недосягаемой высоты площадку, откуда легко летит в ту же пыль при малейшем неосторожном движении.
Вывод: Обсуждая с ребенком результаты обучения и концертных выступлений, старайтесь оценивать их объективно, отмечая в первую очередь достоинства исполнения. Не стоит допускать заявлений, способных прямо или косвенно, в данный момент или в перспективе, понизить самооценку ребенка, его веру в свои возможности.
Причина 10: Конфликт со сверстниками
К счастью, подавляющее большинство юных музыкантов вполне адаптированы в социуме. Они, как и другие дети, дружат, иногда ссорятся и скоро мирятся, в меру шалят и проказничают, обклеивают стены «ранетками» и «кадетами», и не боятся высказывать своих взглядов.
Есть и другая категория детей, которых сверстники отличают и отторгают. У этих детей репутация «странных» и «маменькиных сынков», наиболее распространенные их прозвища – «заучка», «очкарик», «ботаник». В среде сверстников таким детям непросто: они одиноки, их ежедневная участь – насмешки и нападки. Часто они талантливы, и всегда – несчастны.
А еще случается, что родители тревожного положения дел замечать не желают. Потому что «эти дворовые хулиганы в подметки не годятся нашему милому мальчику» (или девочке). Такие родители растят своих деточек словно в оранжерее, искусственно создавая им стерильно – «высококультурные» условия. «Цветы жизни», послушно извлекая из инструмента звуковой бисер, мечтают о запретном – забраться на забор или угостить молоком подвальных котят…
Вместе с тем ребенок, который носит очки, но способен виртуозно забить гол, в глазах сверстников уже не «очкарик». Отличник, который легко объяснит одноклассникам историю создания компьютерной игры – уже не «ботан». А скрипач, заступившийся за девочку – уже не «маменькин сынок».
Все просто: чаще дети отторгают другого ребенка не по причине его внешней непохожести на них, и не потому, что не разделяют его увлечений. Они чувствуют плоды его квазикультурного воспитания – высокомерное, пренебрежительное к ним отношение.
Детский коллектив может отторгать и являющего миру последствия слишком строгого воспитания или сверхтребовательного отношения. Скованный, закомплексованный, робкий, боязливый ребенок – идеальная мишень для травли.
Напротив, у открытых, уверенных в себе, общительных, и дружески настроенных детей серьезные проблемы со сверстниками возникают крайне редко.
Вывод: Ребенок будет полноценно развиваться лишь в том случае, если сможет адаптироваться в среде сверстников. Умение выстраивать отношения приходит когда у ребенка есть возможность свободно общаться. Задача родителей – обеспечить комфортную, доброжелательную, позитивную атмосферу в стенах его родного дома, прививать уважительное отношение к людям. Не менее важно вовремя заметить возникшие у ребенка сложности в общении с другими детьми и по-взрослому мудро помочь ребенку их разрешить.
Причина 11: Конфликт с педагогом
Мне кажется, что основных причин для возникновения конфликтной ситуации две:
а) Личный конфликт, и
б) Профессиональный конфликт.
Начнем с последнего. Чаще он вызван недовольством требований учителя, либо его профессиональным мастерством. У начинающего музыканта скорее вызывает раздражение завышенные (по его мнению) требования. Музыкант более опытный может почувствовать, что педагог не в состоянии обеспечить подготовку того качества, в которой он испытывает потребность. Часто именно нестыковка уровней требований ученика и учителя друг к другу становятся причиной возникновения напряженности в их отношениях.
Другая распространенная причина личного неприятия – системное взаимонепонимание между учителем и учеником. Что называется, «не сошлись характерами».
Конфликт может возникнуть и спонтанно, вследствие какого-то события. Модели развития событий могут быть разными и зависят личностных черт участников конфликта: «пожар» можно раздуть, или подпитывать, чтобы тлел долгие годы, а можно быстро и без следа погасить.
Родителям важно понимать:
1) Конфликт может быть и явным, остротекущим, и скрытым, хроническим. Латентные формы конфликта – с улыбками, расшаркиваниями и тихой ненавистью менее заметны, а потому чреваты серьезными последствиями.
2) Ребенок всегда реагирует на грубость, крик, или хроническую раздражительность педагога. Хорошо, если ребенок озвучит свое недовольство, и очень плохо, если молчит и терпит.
3) Прав педагог ли неправ, ребенок всегда становится жертвой конфликта.
4) Если конфликт зашел слишком далеко и явно необратим, лучший выход – сменить педагога.
5) Нельзя исключать и обстоятельств, при которых ребенок просто хитрит. Скажем, ищет у учителя недостатки, чтобы оправдать собственную лень или другие причины плохой успеваемости.
Вывод: Родителям следует и здесь постоянно держать «руку на пульсе»:
1) осознанно выбрать педагога для своего ребенка;
2) общаться с педагогом как можно чаще;
3) не жалеть времени на разговоры со своим ребенком. Ваш жизненный и родительский опыт подскажет, насколько личностные качества учителя соответствуют задаче обучения и воспитания вашего ребенка, как выстроить конструктивные отношения в связке учитель – ученик – родитель, и что предпринять в случае возникновения конфликтной ситуации.
Причина 12: Другое призвание
Отказ от занятий музыкой могут вызвать и множество других причин. Примером сознательного выбора альтернативного вида деятельности может стать Борис Пастернак. Лауреат Нобелевской премии по литературе мог стать художником (судя по детским рисункам – далеко не последним), а мог и композитором. Александр Скрябин, у которого он брал уроки, находил у него недюжинные музыкальные способности. Но будущий поэт и писатель счел свою музыкальную одаренность недостаточной для карьеры профессионала, и занятия музыкой прекратил.
Вывод: Не из всякого человека, берущего уроки музыки, вырастает профессиональный музыкант. Даже если родителям этого очень хочется! Надо быть готовым к тому, что сын или дочь выберут другой путь.
Но как бы не сложилось профессиональное будущее ребенка, занятия музыкой не пройдут даром. Хороший вкус, знания в области культуры и искусства, развитый музыкальный слух, владение инструментом или вокальные навыки, тренированный интеллект – это, согласитесь, неплохой ресурс для обеспечения успеха и в любой профессиональной области, и в социуме в целом.
Заключение
Но вернемся к «не хочу учиться музыке». Что же с этим делать Вам, в Вашем конкретном случае, когда Вы с эти столкнулись?
Для начала – адекватно оцените ситуацию. То есть спокойно, без лишних эмоций, проанализируйте ее, и уже в зависимости от результата вашего мини-исследования поищите оптимальное решение. Вот один из возможных алгоритмов действия:
1. Попытайтесь понять, «не хочу» ребенка это:
а) не более чем живая спонтанная, «минутная» реакция на ситуацию, которую он «здесь и сейчас» воспринял как негативную или сложную; или
б) это его обдуманное решение.
2. Еще раз проанализируйте 12 названных мной причин детского «не хочу». Посмотрите и на себя: не совершили ли Вы, родитель, одну или несколько из тех типичны ошибок, что здесь упомянуты.
3. Продумайте, что можно предпринять, чтобы повысить у ребенка интерес к занятиям и как их организовать. Обязательное условие: «меры реагирования» должны быть гуманными и позитивными!
4. Если, несмотря на все усилия с Вашей стороны, ребенок категорически отказывается от занятий музыкой в любой форме, готовы ли Вы пойти ему навстречу?
5. Честно ответьте себе на вопрос: Ваше решение действительно осознанно и взвешенно? Вы учли его последствия? Вы учли мнение и возможности ребенка?
Уверена, Вы – мудрый родитель – найдете лучший для Вашего ребенка вариант ответа на его «не хочу». Надеюсь, что мой личный опыт окажется для Вас полезным. Всего доброго!</font>
Любовь Александрова,
музыковед, педагог, журналист
2010-09-28